Директор "Призмы" о компании, отрасли в целом, законах и проблемах

Оператор "Призма" работает в Дзержинском районе Минской области с 1996 года. Сергей Геннадьевич Старовойтов, глава компании, ответил на вопросы редакции "Кабельщика" и рассказал о рынке, работе "Призмы", конкуренции, проблемах и перспективах. А также о законодательных пробелах и странностях. Например, в части "оплаты электромагнитной совместимости" и вопросов авторского права. Высказал глава "Призмы" свое отношение к слухам о создании единого дистрибутора.

"К": Расскажите, пожалуйста, о "телекабельном ландшафте" Вашего города – сколько работает операторов, как локализована их деятельность? Как строится конкуренция с крупными сетями, пользуется ли преференциями "большой сосед"?

С. Старовойтов: На территориях, где наша компания предоставляет свои услуги, фактически с аналогичным предложением (на основе технологии IPTV) работает основной игрок белорусского рынка - РУП "Белтелеком". Услуга IPTV хоть и считается формально телематической услугой, но абонент давно рассматривает ее именно как услугу телевидения. Прочие операторы присутствуют со своими технологиями незначительно: коммерческое эфирное вещание, мобильное телевидение. В связи с ростом скоростей доступа в интернет набирают обороты OTT-сервисы, активно, но полулегально развивается в республике спутниковое телевидение.

Конкуренция по всем видам услуг (телевидение, доступ в интернет), разумеется, есть и порой по отдельным видам достаточно жесткая. Говорят, что в других регионах используют нечестные информационные методы конкурентной борьбы среди операторов. Но в отношении нашей компании таких фактов мы не фиксировали. Наша компания исходит из принципа, что даже худой мир лучше хорошей войны. Работы хватит всем, кто хочет работать и зарабатывать в рамках законодательства. Честно сказать, будь я в руководстве столь мощной организации, я бы, пожалуй, действовал гораздо жёстче по отношению к конкурентам.

Надо учитывать, что по роду деятельности, "большой сосед" является как конкурентом на рынке конечных услуг, так и нашим поставщиком в части доставки телепрограмм общедоступного пакета по оптике, коммерческих программ, а также поставщиком гарантированной полосы доступа в Интернет и доведения до точки пиринга.

Естественно, какие-то конкурентные преимущества у "Белтелекома", как у госкомпании и, фактически, монополиста внешнего канала, магистральных каналов связи и кабельной канализации, есть. Об этом можно много говорить, но начинали бизнес мы в не менее сложных условиях и принимаем текущую ситуацию как есть. Если оператору хочется что-то изменить законным путем, он вправе обращаться к регуляторам рынка с предложениями о выравнивании подходов и условий ведения бизнеса.

Гораздо больше негатива вызывают у меня так называемые "акции" операторов, когда до 12 месяцев только ради подключения нового абонента, предлагаются условия, которые, на мой взгляд, наносят ущерб всем игрокам рынка. Такие клиенты ждут момента, когда другой оператор предложит альтернативную акцию. Это делает текучку клиентов бесконечной. Мы принципиально отказались от такого рода акций и надеемся на благоразумие других операторов. Максимум, что можно предлагать - это промо-просмотр для ознакомления с услугой.

"К": Сколько лет Вашей компании – когда она создавалась и как развивалась?

В этом году 26 октября мы планируем отпраздновать 20-летие нашей компании. Начиналось всё со строительства двух небольших участков коаксиальной сети в городе Дзержинске. В 2002 году сети были полностью построены уже в трех городах (Дзержинск, Фаниполь, Столбцы). Начиналось строительство сетей в других населенных пунктах Минской области. Начиная с 2004 года сети проходили реконструкцию до уровня "оптика в дом". И сейчас сетевое строительство производится исключительно по этой технологии. В 2010 году путем покупки сети компания приросла сетью в городе Червень.

"К": Как компания функционирует сейчас – какие услуги предоставляет, какие пакеты, есть ли интернет, цифра, дополнительные услуги?

С. Старовойтов: Непосредственно "Призма" предоставляет услуги платного телевидения только в городе Дзержинске. В других населенных пунктах этим занимается дочерняя компания. Так что я буду рассказывать о своей "зоне ответственности".

Как оператор связи, компания оказывает услуги по трансляции телепрограмм и интернет-доступу (Ethernet). В составе телевизионных услуг как аналоговое, так и цифровое вещание. По нашим прогнозам, еще лет пять аналоговый пакет будет востребован, поскольку обновление парка телевизионных приемников замедлилось в связи с непростой ситуацией в экономике. Приемников мы не предлагали клиенту изначально, поскольку считаем их переходным механизмом. В цифровом пакете существует уже стандартный сервис EPG. Оказываем клиентам и сопутствующие услуги – установку и настройку оконечного клиентского оборудования, например.

Стоимость наших услуг, как ни парадоксально, фактически сформирована "большим соседом" - дешевле некуда, а поднять сложно (абоненты разбегутся). Потому при равных ценовых предложениях стараемся удержать абонента сервисом и отношением, пытаясь ужаться в себестоимости.

"К": Какие маркетинговые инструменты используют операторы и какие из них Вы считаете наиболее удачными для белорусского рынка?

С. Старовойтов: Как и на любом другом рынке - акции, бонусные программы, программы лояльности. Как выяснилось в общении с другими операторами, эффективность маркетинговых инструментов сильно зависит от привычек абонента. На сегодня мы находимся в стадии обновления биллинговой системы и рассматриваем внедрение на ее основе систем бонусов и программы лояльности. Старая система не позволяла столь же гибко использовать разнообразные маркетинговые инструменты.

"К": Как, по-вашему, каких услуг не хватает вашим абонентам и как их можно было бы реализовать? Что мешает?

С. Старовойтов: Хорошо заметно снижение уровня обеспеченности клиента и постепенное "перетекание" в сегмент бюджетных предложений. Такая тенденция накладывает отпечаток на востребованность внедрения дополнительных услуг. Мы рассматриваем в этой связи новый проект, но говорить о его технологической реализации или экономическом обосновании пока рано.

Не хватает тайм-шифтинга и отложенного просмотра. И объяснить клиенту довольно сложно, что при подключении к современному телеприемнику носителя информации тоже можно иметь запись того, что хочется. Ничего - тоже реализуем на уровне IPTV для абонентов СПД.

"К": С какими дистрибуторами и поставщиками оборудования вы работаете, а с какими нет и почему?

С. Старовойтов: Работаем с дистрибуторами практически всех каналов, представленных на рынке. Отношения, в основном, дружеские, поскольку дистрибутор - немаловажное звено в механизме доставки контента программ от редакции к абоненту. Зла на кого-то не держим - даже если не сошлись в чем-то при подписании контракта. У каждого свои условия ведения бизнеса. Хочу сказать всем им спасибо за понимание и терпение по отношению к операторам.

Поставщики оборудования сегодня тоже вынуждены приспосабливаться к реалиям рынка, идут на контакт и проявляют гибкость в продажах. Здесь могу однозначно выделить нашего основного партнера - компанию НОВА. Мы благодарны им за многолетнее и взаимовыгодное сотрудничество при реализации проектов.

"К": Местные телеканалы вы вещаете?

С. Старовойтов: Собственных телеканалов мы не создавали - уж больно разный профиль деятельности, да и назвать нашу команду до глубины творческими людьми, жаждущими показать себя в телевизоре сложно. Иных местных телеканалов, представленных другими редакциями СМИ, также нет.

"К": Есть ли сложности по работе с российскими и зарубежными телеканалами?

С. Старовойтов: Основной сложностью во взаимоотношениях являются темпы роста курсов валют расчетов и невозможность угнаться за ними в стоимости пакетов услуг в национальной валюте, что усложняет перспективное планирование бизнеса. За гибкость в отношении операторов при формировании курса валюты расчетов хочу отдельно поблагодарить компанию "Телко Медиа".

"К": А что вы сами смотрите, какие каналы и программы?

С. Старовойтов: Меня хватает на республиканские новости, хотя по роду работы дома и кабельное ТВ, и интернет, и спутниковое телевидение от крупнейшего российского оператора.

"К": Какие вы видите законодательные пробелы в отрасли?

С. Старовойтов: Технологии рвутся вперед и чаще всего нормативные документы не успевают за ними. Взять, например, ОТТ технологии, которые практически не урегулированы в правовом отношении в республике (их не существует в законодательстве). Как следствие, они зачастую занимаются распространением нелегального контента, телепрограмм и сервисов. Вопросы авторского и смежных прав здесь думаю стыдно даже упоминать. В подавляющем большинстве эти сервисы не являются даже резидентами.

Спутниковое вещание - также удивительный феномен. Его как бы официально нет, но оплатить за его услуги можно даже в национальной системе "Расчет" (ЕРИП). И в таких условиях оператор платного телевидения как-то продолжает конкурировать с компаниями, которые прекрасно себя чувствуют вне правового поля. Мы обращали внимание регуляторов на недоработки в законодательстве уже не один год - но воз и ныне там.

"К": Какие законодательные акты все же меняются, а какие стоило бы поправить, на ваш взгляд?

С. Старовойтов: Революционный путь не всегда разумно избирать в законотворчестве. Это может негативно отразиться не только на отрасли, но и на людях. Что сейчас находится в процессе доработки - вопрос к соответствующим министерствам. Основная надежда у меня - это связь законотворчества и реалий.

На некоторые странности хотелось бы обратить внимание регуляторов, если они прочтут это интервью. Про ОТТ и спутниковое ТВ я уже упоминал выше. Из всех операторов электросвязи, предлагающих услуги по трансляции телепрограмм в сетях, только операторы КТВ должны до начала предоставления услуг получить решение местного органа самоуправления (исполкома) об определения территории предоставления услуг и права их предоставления.

Хочется задать вопрос - а разрешения местного органа на проектирование и строительство сетей не то же самое? Ничто не мешает сегодня чиновнику после окончания строительства сетей оказывать давление на оператора (не исключая и коррупционную составляющую) отказом в выдаче разрешения на предоставление услуг. А "подтверждение лояльности по отношению к оператору" в виде решения согласно положению о лицензировании требуется каждый раз при внесении изменений или дополнений в лицензию. А что мешает задним числом аннулировать такое решение? Где гарантии для инвестиций? А зачем? У нас ведь есть своя государственная компания - вот пусть они и работают. А частники - они же барыги и обманщики. И эта позиция часто рассматривается как правильная и единственно верная!

Не знаю, как в других странах, но у нас существует оплата электромагнитной совместимости в искусственно созданной среде (сетях). И не важно, что сети уже оптические - ведь головное оборудование на станции или оптические приемники МОГУТ создавать помехи на низколетящие самолеты и других пользователей спектра. То есть оператор обязан заключить договор с органом надзора (ГИЭ) и оплачивать за свой счет контрольную и надзорную деятельность. Выходит, не то услуга, не то налог. Наверное, правильнее в рамках надзорной деятельности произвести проверку, и в случае выявления работы оборудования в нештатных режимах, выдавать предписания на устранение, а при бездействии штрафовать. И при чем тут электромагнитная совместимость в искусственных средах за которую все должны платить? Ведь за присвоение частот и разрешение на эксплуатацию ГС уже один раз заплатили.

Огорчает своеобразие в подходах и со стороны других организаций. Например, у нас существует Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС), хорошо, что пока один. Он занимается управлением имущественными правами авторов на коллективной основе. В итоге, декларируя на основании Закона "равные подходы к авторским сборам в отношение всех пользователей прав", почему-то именно к госкомпании при оказании услуг платного ТВ применяются права "более равные". Воспользуюсь известным афоризмом писателя-сатирика Михаил Михайловича Жванецкого - "Может в консерватории что-то подправить?". Что мешает написать в законе так, чтобы не просто декларировалось, но читалось понятно и выполнялось на деле.

Условное равенство прослеживается и в иных правоотношениях - каналы связи, кабельная канализации, прочие услуги. В общем равенство прав собственности есть, но деньги врозь. Конкурируйте на здоровье на равных.

С другой стороны, если отрасль единственная, где ставка НДС при оказании услуг конечным абонентам 25% - надо считать, что операторы не бедствуют.

"К": Можете ли Вы прокомментировать ситуацию с единым дистрибутором? Сохраняется ли опасность его появления и какие последствия Вы могли бы спрогнозировать от такого решения?

С. Старовойтов: Каждая страна вправе регулировать ту или иную отрасль по своему видению, а также имеет право на защиту своего информационного пространства. Если это один из перспективных механизмов - тогда хотелось бы считать, что мысль о едином медиа-дистрибуторе пойдет во благо. Но обычно получается, как в пословице, когда хотели, как лучше... Считаю, что до принятия радикальных решений разумным было бы посоветоваться с представителями отрасли для обсуждения общей концепции.

Я называю это мыслью - поскольку официальной позиции регулятора в отношении некоей такой структуры нет. Только домыслы. Есть надежда, что еще одной монополии или использования положения не будет места. Фантазировать дальше в отношении чьих-то перспективных проектов не считаю нужным.