В конце февраля в Барселоне прошел Mobile World Congress — событие, которое по праву считается № 1 для игроков мобильной индустрии. И если ты здесь не присутствуешь, значит, по мнению экспертов и аналитиков, остаешься на обочине развития самой быстроразвивающейся области мировой экономики. Прямым подтверждением тому, что конгресс боятся пропустить, является и количество посетителей, которое в этом году превысило 100 тысяч. Тут надо учитывать, что минимальная стоимость входного билета составляла 700 евро, а максимальная стремилась к бесконечности. Одновременно с количеством людей возросло и число выставочных площадей — их стало почти на 20% больше, несмотря на повышение арендной платы для экспонирующихся. Все это не помешало ажиотажу вокруг и внутри MWC. Объяснение простое — в мировой мобильной индустрии все больше денег и перспектив, но увы, российский рынок вне этого тренда.
MWC — это всегда про будущее, которое становится через тот или иной период времени реальностью. Это не столько выставка, сколько конференция, где устанавливаются новые правила игры в мобильной индустрии. Нет картельного сговора и чего-либо подобного. Есть тренд, в который надо вписаться. В этом году безусловным трендом являлся IoT (Internet of things или "Интернет вещей"), и под этим трендом "подписались" как ведущие мировые мобильные операторы, так и вендоры, причем как фактически, презентуя на своих стендах решения из этой области, так и формально, выступая на конференции.
В этом году разговоры об IoT перешли из области теоретических рассуждений в практическую область. На протяжении продолжительного периода наблюдалось параллельное развитие телекоммуникационной и IT-инфраструктуры. Однако с появлением фактора IoT это независимое и непересекающееся развитие — в прошлом. Работа открытых экосистем, без которых развитие сектора IoT не возможно, предполагает интеграцию программного обеспечения и hardware. Только гиганты типа Huawei или LG могут себе позволить развивать данное направление без привлечения партнера (по hardware или software), остальным надо искать свою половинку, и чем быстрее, тем лучше. Чем, собственно, активно и занимались основные игроки рынка: на полях MWC'2016 были подписаны стратегические меморандумы о развитии данного направления между Ericsson и Cisco, Deutsche Telekom и SK, и это только отдельные примеры , которые подтверждают направление развития.
Отдельно хотел бы остановиться на RSS. Есть ощущение, что непотопляемая монополия SMS уходит в прошлое. Практически все крупные мобильные операторы представили свои разработки в этой области в качестве альтернативы, однако, как заметил CEO Svyazcom Иван Зубков, "сейчас каждый оператор делает в этой области свой зоопарк, но все столкнутся с тем , что нет промышленного стандарта", что мешает стать RSS альтернативой SMS, но "развитие 4G и 5G поменяет правила игры". Так, Google официально заявил о том, что запускает проект с частью пула операторов, входящих в GSMA, о постепенном введении единого профайла мессенджера для девайсов на базе Android, так что формату SMS придется потесниться в самом ближайшем будущем.
По данным Inteligence GSMA, уже к 2020 году количество connected-девайсов увеличится с нынешних 4 млрд как минимум вдвое. Одновременно от 70 до 80% потребляемого трафика будет приходиться на видеоконтент. Синхронно с публикацией данных цифр на MWC объявляется об официальном признании нового формата 4,5 G как практического, признанного 32 мировыми операторами связи. Драйверы для развития IoT налицо.
Очевидным лидером на включение в новую IoT-реальность является ... телевизор. По мнению экспертов GSMA Intelligence, в настоящий момент из шкалы connected-девайсов телевизор уже на порядок опережает таких лидеров как принтер и видеокамера. В некоторых странах, например, в Катаре и Дании, каждый второй телевизор соединен с каким-либо девайсом. Понятно, что это только начало, но лидер уже обозначен, а значит, очередь за тем как, что и в каком формате доставить до конечного потребителя.
Помимо IoT, на MWC в этом году обсуждалась и контентная составляющая мобильной среды. Это было нечто новое . Раньше за один стол Netflix и YouTube не сажали, а если добавить к этому Facebook или SPB TV, так вообще трудно представить, но это реальность. Жизнь подтолкнула.
Казалось бы, разные интересы и понимание бизнеса должны быть у такого пестрого состава, но и тут есть чему удивиться, ибо обнаружилось сходство мнений, а именно, что "локальный контент рулит". За подтверждениями далеко ходить не стали. В частности, генеральный директор SPB TV Кирилл Филиппов напомнил , что "кроме Северной Америки Netflix нигде не показал прибыльности, а огромные инвестиции по экспансии надо будет рано или поздно оправдать, что маловероятно". В свою очередь руководитель технологических разработок Facebook Джэйн Шахтель подтвердила, что, по их наблюдением, при выборе видеоконтента у потребителей есть маркер "свой —чужой", и поэтому выбор при первом клике очевиден. С учетом финансовых трудностей трудно в данном случае не согласиться. Премиальный VOD-контент — это, при классификации социального статуса (особенно касается развивающихся рынков), удовольствия для upper middle class. Также не забываем про расходы на права и адаптацию контента. Вместе с тем, все, кто рассчитывают на массового клиента и, как следствие, на монетизацию через рекламную модель, могут и должны ориентироваться, в первую очередь, на локальный контент. Полагаю, для России по нынешним временам это более чем актуальный вывод.
В завершение о самом главном — о России на MWC, о деньгах и планах. Очень и очень трудно заметить российское присутствие на этом мероприятии. В то время как зарубежные коллеги рапортовали об инвестициях, технологических прорывах, новых финансовых результатах или расширении спектра услуг и амбициозных планах, то у нас была тишина. "Сколково", в отличие от прошлого года, не привез никого "из молодых и многообещающих ", а пристуствие российских спикеров на дискуссионых панелях было ограничено одним единственным экспертом.
Можно, конечно, сослаться на обьективные причины в виде падения выручки (ибо рублевая), или на неясность политических и инвестиционных перспектив, но побывав на званом ужине "Ведомостей", который проходил параллельно MWC и традиционно собирал российских участников, приходишь к осознанию, что скорее это психология. Есть такая болезнь, депрессия называется. Человек хочет закрыться подушкой и просто отгородиться.
Российские участники на званом ужине не смогли озвучить ничего из стратегии далее чем на 2-3 года. Максимальный горизонт планирования - 5 лет, и это когда буквально через улицу зарубежные коллеги анонсирует планы до 2025. Когда модератор призвал поразмышлять - куда лет через десять двинутся мобильные технологии, возникла долгая пауза, а когда все-таки один из участников предложил, что драйвером будут Smart cars, в ответ ему были недоуменные взгляды... Не до будущего нам пока, и это грустно, и это диагноз....