История и современность телекомрынка Беларуси глазами главы компании "Нова"

Андрей Гостев много лет возглавляет компанию "Нова" в Беларуси. Мы без преувеличения можем сказать, что это профессионал, знающий практически всех на телекоммуникационном рынке республики, и очень многих у соседей.
"Нова" работает на рынке телекоммуникаций Беларуси с 1991 года. Основным направлением деятельности компании является поставка оборудования для строительства кабельных сетей, проектирование сетей кабельного телевидения и передачи данных с использованием технологий HFC, DVB-(S, C, T), DOCSIS, MMDS, MetroEthernet. Руководитель компании поговорил с "Кабельщиком Беларусь" о становлении рынка и его нынешнем положении.

К.: Расскажите, пожалуйста, о том, как белорусский рынок развивался, в каком месте он начал стагнировать (об этом говорят многие профессионалы)?

А. Гостев: Рынок начал развиваться в 90-х годах, причём ведущую роль на постсоветском пространстве в этом плане в какой-то момент играло минское производство "Горизонт". И от Бреста до Владивостока, я думаю, все знали горизонтовские усилители, головные станции, самые распространенные и практически единственные на тот момент. "Ящики" были – будь здоров, созданные на той элементной базе, надо сказать передовой, которая тогда существовала. Они конкурировали в 80-90-е годы с такими производителями, как Барко и другими мировыми брендами.

"Горизонт" производил головные станции, делители и усилители, коннекторы, то есть все элементы кабельного телевидения. Да, ещё был завод в Гродно, выпускавший похожие продукты, но он был чуточку слабее, "Горизонт" был впереди, он был законодателем моды на постсоветском пространстве. Там действительно был мощнейший инженерно-конструкторский корпус, я этих людей помню и знаю, и уважаю до сих пор. Со временем произошли различные изменения в экономической ситуации в стране, и к 2000-м годам "Горизонт" потерял свои лидирующие позиции, ослаб технологически, ушли вперёд европейские производители, в том числе активно начала развиваться Terra, образованная в конце 80-х, которая поначалу выпускала простейшие вещи. "Горизонт" в те времена был гораздо мощнее их. Это если говорить о том, что было рядом.

Во второй половине 90-х немецкие компании начали производство более современного оборудования.  Нового типа аналоговые головные станции, более компактные, универсальные, с произвольной настройкой на частоты. К 2000 году, "Горизонт" окончательно уступил свои позиции таким производствам, как Terra, Wisi, Teleste и др. и в последствии окончательно свернул разработки и полностью прекратил выпуск собственного оборудования.  

К.: Кто из российских дистрибуторов оборудования за эти годы работал с вами?

А. Гостев: Мы всегда напрямую работали с западными компаниями, а что касается российских – немножко работали с Telco Group. Когда-то с General Satellite, с Universal Communications. С "Контуром" мы дружим, консультируемся, но совместного бизнеса увы нет. С мощными игроками мы заводили контакты и всегда были за взаимовыгодное сотрудничество. Но в главном, наша стратегия всегда была связана с прямыми поставками, мы всё-таки разные страны. В период 90-х годов мы очень много поставляли в Россию, торговали там активно. Участвовали в российских выставках, проходивших на Красной Пресне. Но в последствии произошло территориальное разделение стран и рынков.

Периодически крупные Российские компании открывали свои собственные представительства, но по разным причинам они существовали недолго. Местные компании и по сей день представляют различные производства РФ, но крайне редко занимаются реэкспортом товаров третьих стран с территории РФ (я имею ввиду рынок кабельного ТВ).

К.: Когда на ваш рынок пришли западные производители оборудования, послужило ли это толчком для технического развития белорусских операторов?

А. Гостев: Безусловно, послужило. Тут всё совпало, всё произошло вовремя: как только начало увеличиваться количество каналов, с которым "Горизонт" справлялся уже плохо. К тому же стоимость этого оборудования была неоправданно высока (говорю о нём в прошедшем времени, потому что его уже нет).

К.: А что вы скажете про Китай? Ведь китайская техника по цене уже сопоставима с немецкими брендами, например.

А. Гостев: Сопоставима, но у Китая есть одна большая проблема – это сервис, по крайней мере, для нас. В России всё чуточку по-другому, там Новосибирск вполне успешно их продвигает, и Владивосток тоже. Они поближе к Китаю, им проще. Например, 19-дюймовое устройство отправить в Китай ремонтировать с территории РБ стоит 500 долларов, а он новый стоит 1000, это не выгодно экономически.
Еще один вопрос, это высокотехнологичное оборудование. Оно отстает от европейских и американских разработок, тем не менее выпускается и тут нужно быть осторожным. Но это вопрос времени, Китай активно развивается.

Что касается пассивных элементов сетей, тут Китайские производители являются сильными конкурентами.

К.: Какие марки сейчас являются лидерами продаж на белорусском рынке в области аналогового и цифрового телевидения?

А. Гостев: Аналоговое оборудование уже не продаётся, только цифровое. Я на днях, проверял наш склад, чтобы всё аналоговое каналообразующее оборудование просто списать, и всё, потому что оно уже никому не нужно, а если говорить о магистральной сети, то там всё равно, что аналог, что цифра, это не имеет значения.
Относительно продаваемых брэндов на рынке, на мой взгляд, это Teleste, Wisi, Harmonic, BKtel, Terra – это из основных позиций, которые продаем мы. Так же на рынке присутствуют Польские, Китайские и Российские производители. Но это уже реклама и я не хотел бы некрасиво выглядеть.

Могу сказать только одно - мы продаем то, что проверено десятилетиями.

К.: А кабель? У вас есть свои производители кабеля?

А. Гостев: Белорусских производителей коаксиального кабеля сейчас нет. Ранее производил Мозырский кабельный завод (сейчас "Беларускабель"), Щучинский завод "Автопровод", и оба не интересны с точки зрения качества и сегодня не производят коаксиальных кабелей. Мы пытались с ними сотрудничать, но не получилось. Они делали распределительные кабели, Мозырский завод выпускал одиннадцатый кабель и медный магистральный.  Теперь нет. Я думаю, что в России также с этим проблемы. Я имею в виду коаксиальный кабель для телевизионных сетей.

Что касается оптики, то есть несколько заводов. Очень большой и серьёзный завод с хорошим качеством продукции и "Союзкабель" в Витебске. До 2008 года мы импортировали оптоволоконный кабель производства "CommScope" США. Сегодня перестали импортировать кабель на рынок РБ по экономическим соображениям. Есть ряд компаний, специализирующихся на импорте оптоволоконных кабелей из Китая. Лет 10 назад я рассматривал этот вопрос, ездил по заводам в Китае, но так и не решился поставлять то качество, которое там видел. Возможно, ситуация сегодня изменилась.

      

К.: Как по-вашему, собственное производство в Беларуси оптического кабеля покрывает потребности белорусских операторов?

А. Гостев: Нет конечно, любое производство не способно покрыть всех потребностей страны. Поясню, почему: производство – это плановая вещь, а потребность, как правило, спонтанная. Например, дали разрешение на строительство, надо срочно строиться, нужно много кабеля. Завод говорит: "В очередь!". А в очередь не хочется, надо быстро. В таких случаях клиент покупает, где может, то есть импорт. Или другой пример. "Союзкабель" - это совместное белорусско-российское предприятие, основной его потребитель – Россия, но и Беларусь конечно. Так вот, когда в России вдруг возникает спрос на их продукцию, они забывают про белорусских клиентов и работают только на Россию, а белорусов ставит в очередь. Клиент сразу же соображает, что к чему, и начинает искать замену.

К.: Что касается кабельных операторов. С начала 2000-х годов изменилось ли их количество, насколько они укрупнились, какая их часть уже работает с цифровым телевидением и интернетом?

А. Гостев: С 2010-го года кабельных операторов не стало серьезно больше. С 2000-го до 2010-го года их количество довольно быстро росло. Речь о не больших операторах в маленьких городах и районных центрах. На сегодня количество действующих операторов я точно не назову. К тому же услуги телевидения и интернета уже давно интегрировались. Я думаю, их около двухсот.
Увеличение количества операторов произошло за счёт рождения мелких операторов в регионах, преимущественно в маленьких городах.

К.: Все они предоставляют и телевидение, и интернет?

А. Гостев: Нет, не все, есть чисто интернетчики, есть чисто коаксиальщики, есть смешанные сети. Но смысл услуги ведь один и тот же, мы говорим о телевидении, только ленивый сейчас не размещает в своих сетях телевизионные каналы какие бы они не были.
IP-технологии стали активно развиваться в районе 2000 года. Сначала это было IPTV, оно существует и до сих пор.

Последние 2-3 года активно развиваются технологии ОТТ. Команд, работающих в ОТТ, только крупных, серьёзных в Беларуси около 10. ОТТ-сервисы рождаются пачками, а заработка особого нет, поэтому они преимущественно не совсем легально распространяют контент, причем сервис этот не имеет территориальных ограничений. Видимо расчет на – "немного разовьёмся, и будем платить", но пока, на мой взгляд не сильно получается.

К.: Они объединяли сети?

А. Гостев: У нас процесс глобализации как таковой не произошел, пытались, но из этого ничего не получилось. На этом рынке выступал "Космос", "Атлант-Телеком", "Аксиома", так же польские и латышские компании.

К.: А вы считаете, всё ещё возможно создание единого дистрибутора?

А. Гостев: Все возможно, вопрос только в том, кто этого хочет. Допустим, вы – производитель контента. К вам приходит компания "Рога и копыта" и одновременно прогосударственная компания, которая говорит, что имеет господдержку, возможность влияния на высшем уровне скажем в министерстве информации. А на этом уровне разрешают либо не разрешают транслировать ваш канал в стране. С кем вы работать будете?

К.: Это всё-таки спорный вопрос, ведь целый ряд каналов просто уйдёт из страны, если поставят такое ограничение.

А. Гостев: Если правообладателю предлагают деньги за контент, и эти деньги адекватны затратам канала на получение разрешений для трансляции на этой территории, то они будут продавать права, это бизнес. Никто на принцип не пойдёт. Если будет экономическая эффективность, то никто не уйдёт, будет сотрудничать. Отказ возможен только на уровне политических соображений.
Можно рассуждать на уровне менеджеров правообладателей: "Ребята, мы вас не кинем, мы вас поддерживаем", но реальная же картина совершенно другая, это вопрос "отложенного события". Кто-то подольше по сопротивляется, а кто-то быстро сдастся, а кто-то, может быть, плюнет и уйдёт, но таких будет немного, поверьте.

К.: Вернемся к истории. Когда повсеместно начала развиваться цифра?

А. Гостев: Следует отметить, что толчок для распространения цифрового ТВ сделал "Белтелеком", запустив IP TV проект Zala по всей территории страны. После чего, практически все операторы добавили цифровые каналы в свои сети, по факту продублировали аналоговые. Конкуренция.

Сегодня редкий оператор зарабатывает непосредственно на цифре. Тем не менее крупные операторы, например, Гродненский "Гарант", Витебский "Гарант", "Космос ТВ", "Белтелеком" и MMDS-операторы, зарабатывают на цифровом телевидении, они предоставляют сервисы в цифровом кодированном формате. Фактически, на мой взгляд, это делают те операторы, которые смогли найти правильный путь инвестирования в абонента и маркетинговых решений.

      

К.: Открытую цифру?

А. Гостев: Да, операторы транслирующие программы открытыми, придерживаются следующей концепции: кабель заводим в квартиру, а там клиент делит сигнал как ему удобно. Чего не может сделать оператор использующий кодирование. Степень проникновения IPTV "Белтелекома" по территории Беларуси с очень высокая, но и разрешение "картинки" оставляет желать лучшего. Сейчас они занимаются улучшением, но, тем не менее, мы будем говорить о том, что имеем в настоящее время. Это работает на руку кабельным операторам, которые предоставляют клиенту сигнал "как есть", со спутника в цифровом виде без уплотнений, так и в аналоговом виде в достойном качестве.

К.: Есть ОТТ с телеканалами, которые "нелегалы", но есть же официальные кинотеатры, вот, например, у нас работают и Ivi, и Megogo, и ещё несколько. Они у вас присутствуют?

А. Гостев: Одно время у нас работал сотрудник, пользует этот сервис и с его слов: "Мне нравится Megogo, я смотрю его. Плачу с карточки через интернет, всё легально, всё отлично". ОТТ сервисы, пока, не имеют границ.

К.: Но при этом геотаргетинг фиксирует, что он находится в Беларуси, значит, они находятся там официально.

А. Гостев: Я ничего не могу пояснить по этому вопросу.

К.: А есть ли у вас свой спутниковый оператор?

А. Гостев: Есть, у них даже есть свой сайт. Но я подробностей не знаю. Я думаю, что они в основном в Африку транспондеры продают, сдают в аренду мощности каналов связи для обмена информацией, и на этом живут.

К.: А спутниковое телевидение хоть какое-то у вас есть?

А. Гостев: Нет.

К.: Запрещено?

А. Гостев: Ну, почему запрещено? Нет, не запрещено, но и не разрешено.

К.: Но продаются ли приёмники и тарелки?

А. Гостев: Да, на рынке всё есть. Но, как правило, это частный бизнес установщиков, и совсем немного юридически зарегистрированных компаний занимаются этим бизнесом.

К.: А если говорить о тех компаниях, которые зарабатывают на цифре, у них есть системы условного доступа, а остальные по большому счёту, все предоставляют открытую цифру, правильно?

А. Гостев: Одни имеют систему условного доступа, у других открытая цифра, делают частотное разделение, ставят фильтры. У каждого своя модель управления абонентом.

К.: Вы продаёте оборудование, а есть ли какие-то специальные сертификационные требования? И ещё вопрос: в России сейчас проходит серьёзный процесс по организации контроля государством всего происходящего в интернете: операторы ставят системы СОРМ, операторы теперь, по новому закону, будут обязаны писать весь трафик и так далее. Беларусь традиционно считалась гораздо более зарегулированным государством, чем Россия. Есть ли у вас такие тенденции?

А. Гостев: Специальных сертификационных требований у нас нет. Все так же как в РФ относительно положений таможенного союза.
По второй части вопроса, да регулирование в области сетей передачи данных у нас есть, этим занимаются две государственных структуры. Корректно на этот вопрос может ответить любой из операторов. То, что вводится у вас, у нас уже работает несколько лет. Кроме того, судя по сообщениям СМИ, планируется так же ограничить голосовые IP сервисы (Viber, Skype и тд) для зарубежных переговоров и возможно за счет операторов связи, не зарабатывающих на этом.

К.: А каков средний ARPU на белорусском рынке сейчас?

А. Гостев: Точно не скажу, но сегодня за кабельное телевидение соцпакет платят в районе 50 центов, то есть 10 000 неденоминированных белорусских рублей, следующий пакет, менее 20 каналов, стоит 1 доллар, и набор 60…..200 каналов, порядка 5-8 долларов.

А если учесть, сколько оператор платит правообладателям, если он легально работает, то ему остаются очень маленькие деньги. Приходится хитрить, если он хочет выглядеть получше на фоне своих конкурентов, а если зона закрыта, он монополист, то у него всё получается: он обрезает количество каналов, транслирует их и вписывается в доходы-расходы, а если работа идёт на конкурентных территориях, начинается пиратство, потом "закладывание" друг друга, потом уменьшение цены – как могут, так и выживают.
Очень большим конкурентом в этом деле являются ОТТ операторы, не знающие границ и не урегулированными правовыми взаимоотношениями. На мой взгляд, в недалеком будущем, если не будет урегулировано законодательство по распространению видеосервисов через интернет (ОТТ), кабельное телевидение, в том виде, каким мы его привыкли видеть – погибнет.

На мой взгляд, развитие интернет коммуникаций, универсальности доступа к абоненту, как через классические проводные и оптоволоконные сети, так и посредством быстро развивающихся беспроводных сетей, в конечном счете похоронит классические кабельные коаксиальные сети. Это прогресс и от него не убежишь. Вопрос лишь когда. Думаю, достаточно скоро, в течении 5 максимум 10-ти лет.