Прав нет, одни обязанности

Грузинские кабельщики сейчас находятся в чрезвычайно трудном положении. А причиной этому стали внесенные в 2013 году поправки в закон о вещании, которые обязали кабельных операторов включать в свои пакеты все государственные информационные телеканалы. При этом мы должны транслировать их бесплатно, а они могут ни в чем себе не отказывать и в любое время потребовать с нас плату за распространение. Причем мы даже отключить их за такие дела из своих сетей не можем: они имеют право обратиться в Национальную комиссию по коммуникациям, и регулятор заставит нас вернуть их обратно. Так что у вещателей остались одни права, а у кабельщиков – одни обязанности.

Когда принимали этот закон, кабельщиков даже не спросили. Обсуждали его, не обсуждали – мы не знаем. А в результате в 2017 году две медиакомпании, на которые в целом приходится 70% рекламного рынка, объединились и воспользовались своими правами. Запросили за трансляцию шести телеканалов 24 млн лари. Еще и упирали на авторские права: мол, это наш контент, наша собственность. Мы запротестовали, они сделали нам скидку в размере 50%, - мол, давайте тогда 12 млн. Спасибо большое!

Обращаюсь к этим вещателям: вы деньги у кого требуете? У своих же зрителей! Ведь нам придется повышать абонентскую плату, чтобы покрыть эти расходы. Вы используете у нас, операторов, наши ресурсы, причем бесплатно. Мы вам помогаем получить дополнительные доходы. Мы распространяем вашу рекламу. Если вы хотите заработать деньги – можете заработать, допустим, на услуге перемотки. Обращайтесь к IPTV-сервисам и, пожалуйста, зарабатывайте.

Конечно, кабельщики с таким положением дел согласиться не могли. Мы обратились за поддержкой в Союз кабельного телевидения Европы, и они нашу позицию полностью поддержали.

"Что касается вознаграждения (вещателям за ретрансляцию их каналов в кабельных сетях – прим. ред.), то государства-члены Евросоюза вправе устанавливать целесообразное вознаграждение. Если они так поступают, то обязаны убедиться, что в отношении провайдеров или электронных коммуникационных сетей нет дискриминации и что вознаграждение взимается соразмерно и прозрачно", - вот что написали нам из Союза кабельного телевидения Европы. И еще добавили, что, насколько им известно, подавляющее большинство кабельных операторов Евросоюза не платят за трансляцию пакета must-carry.

Польские же коллеги, у которых, кстати, нет такого правила – взимать плату с операторов за ретрансляцию must-carry, указали нам на решение Европейского суда от 2017 года по одному делу об авторских правах.

"Передача эфирных программ национальной вещательной корпорации в одновременном порядке и полном и неизменном виде через кабельные сети на территории всей страны не подпадает, по исключительному праву на коммуникацию с обществом, под требование получать разрешение на ретрансляцию у автора, при условии, что это всего лишь технические средства связи и что это было принято во внимание автором работы, когда он разрешал передачу контента", - говорится в этом решении.

Получив поддержку европейских коллег, Ассоциация кабельных операторов Грузии решила попытаться изменить законодательство, чтобы операторам досталось хоть немного прав, а вещателям - обязанностей.

Суть наших поправок в статью 40.1 Закона о вещании заключаются в следующем:

1. Мы предлагаем изъять из пункта 1, гласящего, что общественный вещатель имеет право требовать от операторов включить его контент в их сети, фразу: "При этом с вещателя нельзя требовать плату за трансляцию его эфира".

2. Мы предлагаем ввести в статью понятие must-offer ("обязательное предложение"). Оно предполагает, что оператор вправе потребовать от общественного вещателя подачу его сигнала. При этом вещатель должен обеспечивать передачу сигнала за свой счет. Операторы же обязуются передавать сигнал в неизменном виде, в противном случае вещатель получит право потребовать защиты своих авторских и смежных прав.

3. Мы предлагаем изъять из статьи нормы, предполагающие возможность взимания платы вещателем с операторов за передачу сигнала.

Мы внесли наши предложения в парламент, а в Национальную комиссию по коммуникациям направили резолюцию, которую приняли по итогам конференции "Дни кабельного телевидения и медиаиндустрии Кавказа – 2018". Мы хотим иметь не только обязанности, но и права. Посмотрим, что скажут власти.