Рынок Грузии: несколько слов о переменах 2017-го

При подготовке выпуска бумажного "Кабельщика" к выставке CSTB, наша редакция задала ведущим специалистам телекоммуникационных рынков нескольких стран два объемных вопроса: "Какое самое значительное событие, влияющее на рынок телекоммуникации и платного ТВ, произошло в вашей стране в 2017 году?" и "Каких принципиально важных изменений вы ждете в 2018 году?". Публикации этой серии открывает комментарий Тамары Лалазашвили - генерального директора компании T3Concept Ltd (Грузия).

Только в последние несколько лет медиасфера в Грузии стала ощущать себя реальным бизнесом – освободилась от политического влияния и начала самостоятельно искать пути развития. Это привело к серьезным переменам.
В начале 2017 года ведущие грузинские эфирные каналы (Rustavi 2, Imedi, Maestro, GDS, Marao, Comedy arkhi), ранее бесплатные, объединились и передали эксклюзивные права на распространение компании Media Rights Georgia. Ее задачей стало взаимодействие с операторами с целью получения лицензионных платежей. MRG обратилась ко всем операторам, сообщив, что теперьвещание указанных каналов возможно лишь после заключения лицензионного договора на коммерческих условиях.

На профессиональном рынке появление такого дистрибутора было воспринято крайне негативно в связи не только с солидными финансовыми требованиями, но и с обнаруженными в деятельности MRG законодательными нарушениями. Во-первых, три компании, из вошедшие в Media Rights Georgia, являются обязательными каналами (Must Carry) и по закону имеют право требовать у всех операторов распространения в соцпакете. А закон запрещает таким каналам взимать плату за вещание в базовых пакетах. Во-вторых, один из основных источников дохода эфирных каналов – коммерческая реклама, и участники Media Rights Georgia, претендуя на широкий охват, получают также доход с рекламы.

Наконец, в-третьих, упомянутые каналы вещаются в свободном доступе в первом мультиплексе и через спутниковые системы по всей Грузии. Не ясно, зачем операторам платить за каналы, находящиеся в открытом доступе. После того как конфликт переместился в парламент, национальный регулятор и операторы одновременно проводили акции протеста под лозунгом «Нет платным грузинским каналам», но дело дошло до отключения наиболее популярных и рейтинговых каналов. После этого крупнейшие операторы пошли на уступки и подписали контракты с MRG, то есть 90% игроков получают эти каналы на платной основе.
В свою очередь, небольшие операторы заявляют, что дополнительный платеж в пользу местных каналов может привести их к банкротству или продаже бизнеса.